Вертолеты, предназначенные для тушения пожаров – это специально модифицированные для этих целей винтокрылые машины путем оснащения серийных образцов дополнительным навесным оборудованием, либо специально разработанные конструкторскими бюро модификации вертолетов.
С момента появления первых вертолетов сразу начали задумываться об их использовании в области борьбы с пожарами. Основное направление было уделено методу сброса воды в очаг возгорания из подвесных сливных устройств или бортовых сливных устройств. В конце 20века и по сей день, для этих целей широко применяют машины Ми-8, Ка-32А и Ми-26. Основным игроком на этом поле в нашей стране, стали вертолеты, разработанные в КБ им. Миля. Самые первые серийные Ми-1 и Ми-2 начали использовать в зонах пожаров для разведывательных целей, а также для доставки людей. Первой пробой пера отечественных вертолетостроителей, на который установили бак для воды и мотопомпу, стал многоцелевой Ми-4. Более серьезная работа проведена к 1967 году, когда была создана на базе тяжелого вертолета Ми-6, его пожарная модификация Ми-6ПЖ. Внутри фюзеляжа этого вертолета с дополнительной емкостью для пенообразователя, находилось около 12 тонн воды. Так же данная модель была приспособлена для доставки воды на внешней подвеске, а в дальнейшем ее модифицировали, оснастив водяной пушкой. Весьма удачной разработкой увидевшей свет в конце 90-х, в результате совместного сотрудничества с немцами, считается модификация вертолета Ми-14ПЖ, получившее название «Элиминатор». Данная разработка имела хороший коммерческий успех и неплохо зарекомендовала себя в работе, как у нас, так и за рубежом. На сегодняшний день самым большим пожарным вертолетом в мире считается вертолет Ми-26ТП, разработанный легендарным заводом им. М.Л. Миля. Эта машина способна в течение 45 секунд обрушить порядка 15 тонн воды в самое сердце огненной стихии.
Одной из первых отечественных разработок непосредственно для пожаротушения, можно считать модель вертолет Ка-32А. Эта пожарная машина имеет две водопенные пушки, приспособление при помощи которых производится эвакуация людей с крыши зданий, а также средства оповещения в виде громкоговорителей. По своим заявленным характеристикам, в течение часа вертолет способен сбросить в очаг пожара до 50 тонн воды, при условии ее пополнения из водоема находящегося в пределах 500 метров от очага возгорания.
Использование вертолетов в ликвидации пожаров и по сей день является весьма актуальным. Появляются современные разработки и модификации, позволяющие вести более эффективную борьбу с пожарами. Кроме всего, применение вертолетов в данной области является экономически обоснованным, так как стоимость тонны воды обходиться до 5 раз дешевле, нежели доставка воды с помощью самолета. Также пожарные вертолеты могут осуществлять забор воды из находящихся рядом водоемов, что положительным образом влияет на оперативность доставки средств пожаротушения.